Ролеты на смотровую яму: создание своими руками, размеры, способы закрытия, видео

Хотите сделать смотровую яму в своем гараже своими руками? Узнайте правильные размеры и варианты закрытия, включая ролеты на смотровую яму. Смотрите видеоинструкции и создайте удобное и функциональное пространство для обслуживания вашего автомобиля.

Хороший вариант, когда в гараже есть техэтаж. Тогда смотровая яма получается сама собой. Но иногда техэтаж построить не удается, тогда приходится довольствоваться ямой.

По моему опыту яма должна быть длиной не менее 5м, шириной в чистоте 1м, глубиной 1.8-1.9м. Также считаю важным делать боковой вход в яму. То есть в плане смотровая яма должна быть Т или Г-образной формы.

В моем случае я выбрал Г-образную форму

А все началось немного грустно. Весной 2010-го сняв несколько досок (до этого яма не использовалась, а гараж был складом стройматериалов) я охренел от того, что увидел:

Строительство смотровой ямы в гараже – ответственное дело. Нужно правильно выполнить разметку, а потом приступать к земляным работам. Когда вырыт котлован, обустроена сама яма, тоже предстоит много дел. Придется позаботиться о гидроизоляции, теплоизоляции. Кроме того, важно сразу подумать, чем закрыть яму в гараже. Тогда в помещении появится дополнительное пространство, а сама яма будет ограждена от различных негативных воздействий извне.

Сегодня мы уделим внимание ключевым моментам в обустройстве смотровой яме. Основное время посвятим вопросу изготовления крышки для смотровой ямы. Она должна быть достаточно надежной, долговечной и функциональной.

Подготовка разметки

Перед началом строительства смотровой ямы необходимо провести разметку. Желательно подготовить подробный чертеж с указанием всех размеров. Сделайте расчеты, точно определите все параметры вашей будущей смотровой ямы. Не забудьте принять во внимание и характеристики материалов. Особенно сложно строить яму в уже готовом гараже, но это тоже вполне осуществимо, если подойти к решению задачи ответственно.

Вот основные принципы проведения разметки.

  • Делайте ширину смотровой ямы «с запасом». Учитывайте не только параметры уже имеющегося у вас автомобиля. Думайте о возможных перспективах. Например, потом вы можете приобрести более крупную машину. Опытные гаражники отмечают: оптимальная ширина рабочего пространства составляет всего 70 см. Этого вполне достаточно, чтобы ощущать себя комфортно и эффективно проводить диагностические и ремонтные работы.
  • Когда вы будете определять длину смотровой ямы, ориентируйтесь на площадь вашего гаражного помещения. Желательно оставить на смотровую яму длину хотя бы в два метра.
  • Периметр будущей ямы можно обозначить на полу колышками. Добавьте со всех четырех сторон толщину стен. Обязательно учитывайте и качество грунта, чтобы грамотно рассчитать уклон стенок. Если почва представляет собой плотные суглинки, уклон составит примерно 25 см.
  • Большое значение имеет глубина смотровой ямы. Тут все будет достаточно индивидуально. Главное, чтобы автолюбитель ощущал себя комфортно. Лучше сделать яму чуть глубже, чем недостаточно глубокую. При необходимости всегда можно сделать небольшой помост для подъема. Важно обеспечить комфорт для эффективной работы. К росту автолюбителя нужно прибавить примерно 25 см, чтобы получить итоговую глубину смотровой ямы.

Есть еще один хороший совет от опытных гаражников. Нам важно сделать смотровую яму правильной геометрической формы. Поэтому не забывайте промерить диагонали.

Выполняем земляные работы

Очень важно правильно выполнить все земляные работы. Придется вынуть примерно девять кубометров почвы, чтобы построить смотровую яму. Конечно, это не так просто, но вполне осуществимо. Если вы все-таки не уверены в своих силах, либо хотите быстрее добиться результата, стоит прибегнуть к профессиональной помощи строителей.

Запоминайте важные моменты.

  • Почву нужно частично оставлять прямо около гаража. Земля вам еще пригодится, потому что потом нужно будет засыпать пространства, оставшиеся после обустройства стенок смотровой ямы.
  • Помните, что объем разрыхленного грунта будет превышать объем котлована примерно на четверть.
  • Грунт на дне котлована надо обязательно хорошо выровнять, утрамбовать, а затем дополнительно уплотнить щебнем.
  • Щебенку нужно насыпать достаточно ровным слоем. Потом начинают уплотнять. Желательно использовать специальную трамбовку, чтобы работа шла быстрее, а результат был лучше.

Сразу же предусмотрите места для хранения инструментов, оборудования и запасных частей. Сделайте в стенах смотровой ямы специальные ниши. Это лучше всего выполнить еще на этапе проведения земляных работ.

Стены и полы в смотровой яме

Стены в смотровой яме обычно делают из кирпича или из монолитного бетона. Дальновидные автолюбители понимают, что бетонная конструкция более прочная, надежная и долговечная. Если говорить о стоимости, то и здесь бетон более экономичен. Можно попробовать сделать работу самостоятельно.

Рассмотрим основную инструкцию.

  1. Сначала выполняется бетонное основание на грунте с уже утрамбованным щебнем. Пол армируют металлической сеткой с арматурой толщиной в 5 мм.
  2. Бетон можно изготовить самостоятельно: понадобится песок, 680 кг, цемент – 300 кг, 120 литров воды, а также 1200 кг щебенки. Щебень нужно брать фракции 5-20.
  3. Стены делайте толщиной в 15 см. Для стен нужен другой бетон: 210 литров воды, 1168 кг щебня, 360 кг цемента и 670 кг песка.
  4. Стены необходимо бетонировать слоями. Обязательно уплотняйте их с помощью узкой лопаты.
  5. Сделайте опалубку из ОСП 12 мм.
  6. Когда вы будете готовиться к возведению стен, желательно уделить время армированию. Так вся конструкция станет гораздо надежнее, устойчивее. Можно взять металлическую сетку вместо арматуры. Сетку надо устанавливать постепенно, полосками, чтобы она не мешала в процессе заливки бетона.
  7. В процессе установки опалубки уже нужно устроит ниши. Потолок ниш сразу армируется для обеспечения устойчивости, стабильности.
  8. Закладными деталями обрамляют смотровую яму по всему периметру. Их нужно сварить из металлических уголков с шириной в 60 см. Крепление производится подходящими по высоте анкерами.
  9. Запомните: обрамление закладными деталями очень важно. Именно оно позволяет укрепить стенки смотровой ямы, а также оно нужно в роли своеобразной страховки. Благодаря такому бортику колеса автомобиля не сумеют соскользнуть внутрь ямы.
  10. Дайте бетону хорошо высохнуть, чтобы не было никаких перемещений потом. Когда выполнен последний ярус, стоит подождать неделю до обратной засыпки грунта.
  11. В процессе обратной засыпки используйте суглинок. Засыпать надо слоями, каждый раз делать хорошую трамбовку.
  12. Есть интересный совет от опытных автолюбителей. Гаражники делают следующим образом: когда проведена обратная засыпка, пол не бетонируют. Вместо этого подсыпают щебенку до нужной высоты. Когда автомобиль выезжает и заезжает, он колесами выполняет хорошую трамбовку грунта в участках пазух.

Для многих владельцев автомобилей смотровая яма является безусловным объектом, который должен присутствовать в конструкции гаража. Естественно, необходима она в большей степени тем, кто привык делать ТО и ремонты своими руками. К примеру, яма потребуется в случае необходимости замены масла или починки мелкой неисправности. Для тех, кто в случае любых проблем с авто будет обращаться в автосервис яма чаще всего служит местом для хранения консервации или складирования всяких вещей, которые возможно когда-то понадобятся.

  1. Как сделать смотровую яму в гараже который уже находится в эксплуатации
  2. Как сделать яму в гараже — размечаем площадку
  3. Как выкопать котлован видео
  4. Гидроизоляция
  5. Выбираем материал для стен видео
  6. Сооружаем стены и пол ямы видео
  7. Как правильно обустроить смотровую яму в гараже
  8. Вентиляция смотровых ям в гараже и их утепление

Как сделать смотровую яму в гараже, который уже находится в эксплуатации

Работу по сооружению ямы можно подразделить на несколько этапов. Прежде, чем приступать к планированию следует убедиться, что грунтовые воды залегают достаточно глубоко. В случае высокого их залегания задачей №1 будет сооружение эффективной дренажной системы. В любом случае такая яма будет причиной повышенной влажности в помещении гаража. Чтобы исключить это негативное явление потребуется обустройство системы гидроизоляции. Кроме того, требуется предусмотреть возможность закрытия ямы крышкой.

Перед началом работ потребуется тщательно изучить рекомендации опытных строителей или привлечь в помощники кого-то из знакомых, которые хорошо знают, как правильно сделать смотровую яму в гараже. Впрочем, помощь понадобится в любом случае — рыть яму, выносить грунт, месить бетон и укладывать его намного удобнее и быстрее с напарником.

Перед началом работы желательно подготовить сменную одежду и приобрести рабочие рукавицы.

Как сделать яму в гараже — размечаем площадку

Сначала следует хорошо продумать, где именно более удобно расположить яму. С учетом габаритов автомобиля, следует просчитать ее оптимальные длину и ширину. Эти параметры очень важны, если расчет сделан правильно — заезжать в гараж будет безопасно — машина в любом случае не провалится.

Работать в яме, имеющей достаточные длину и ширину будет комфортнее.

На практике доказано, что оптимальной можно считать ширину смотровой ямы в гараже 0,7-0,8 м, в такой и работать будет комфортно, и машиной маневрировать в гараже вполне возможно. Даже миниатюрная по габаритам Daewoo Matiz имеет колею шириной в 1,280 м, между колесами и кромкой ямы будет оставаться больше 20 см.

При расчете длины ямы учитывается длина самого гаража, но обычно двух метров бывает достаточно. Что касается глубины, то удобной будет такая, которая на 25-30 см превышает рост владельца гаража. Составляя план работы следует помнить, что недостаточно глубокая смотровая яма более неудобна, чем слишком глубокая. Во втором случае всего-лишь потребуется соорудить настил на пол ямы, в случае мелкой ямы ситуацию исправить не удастся.

Определившись с размерами следует набросать чертеж и указать их, так вы подстрахуете себя от ошибки.

Теперь можно начинать разметку пола. Отмерив заданные расстояния от стенок гаража очерчиваем внутренний участок — это и будет смотровая яма. На всякий случай проверяем правильность — ширина смотровой ямы в гараже и длина должны соответствовать ранее рассчитанной. В сторону стен от полученной линии откладываем расстояние соответствующее толщине планируемых стен ямы и добавляем запас на уклон стенок самого котлована.

Запасы должны составлять порядка 40 см для стен и 25-30 см для пола.

Как выкопать котлован

Рытье котлована — дело не из легких и потребует немало времени, особенно если работа будет выполняться своими силами. Объем грунта, который потребуется вынести за пределы гаража может составлять от 5 до 6 кубов, а то и больше. Сложность работы будет зависеть от плотности и типа грунта.

Из инструментов понадобятся:

  • кирка,
  • лопата штыковая,
  • лопата совковая.

Работу следует начинать с дальнего конца, расположенного у задней стенки гаража. Извлеченный грунт не следует уносить далеко от гаража — он может понадобиться для засыпки пространства между кирпичной стенкой ямы и стенкой котлована. Следует помнить, что рыхлый грунт, который вы будете выносить займет на 1/4 больше пространства, чем плотно слежавшийся.

Более наглядно о рытье котлована — на видео:

После того, как смотровая яма, размеры которой были зафиксированы на чертеже, будет полностью очищена потребуется уплотнить ее дно. Затем его следует засыпать песком и щебнем. Чтобы дно было достаточно прочным лучше всего залить его слоем бетона.

Гидроизоляция

В качестве гидроизоляционных материалов можно использовать различные рулонные, типа бутилкаучука, акваизола и т.п. материалов на битумной основе. Гидроизоляционным слоем выстилают пол и стенки. Полотнища материала укладывают с нахлестом 15-20 см.

Для повышения эффективности гидроизоляционной системы полы и стены изначально промазывают глиной, толщина ее слоя может составлять до 20 см. Эти размеры мы учли на стадии проектирования, сделав соответствующие запасы.

Перед выполнением бетонирования пола и стен можно добавить в готовый раствор специальные гидрофобизаторы. Также можно использовать другой вариант — промазать стенки глубокопроникающей гидроизоляцией, представляющей собой смесь активных добавок, наполнителя и портландцемента. Наносят смесь на влажные бетонные стены, проникая внутрь них, смесь улучшает водоотталкивающие характеристики.

Если бюджет строительства позволяет, то можно прибегнуть к использованию полимерной мембраны, она может быть однослойной или многослойной, стоимость она имеет высокую, но преимущества ее очевидны — надежность и длительный срок службы.

Выбираем материал для стен

Вариантов обустройства стен смотровой ямы существует несколько. Поверх гидроизоляционного слоя можно обшить их пропитанной противогрибковыми растворами доской, для обшивки также можно использовать плоский шифер или другие кровельные материалы.

Более надежный, но затратный вариант — смотровая яма из кирпича. Кирпич для сооружения ямы рекомендуется использовать качественный, желательно новый. К тому же выполнение кирпичной кладки требует определенных навыков, времени также потребуется немало.

Смотрим видео о сооружении кирпичной ямы:

Оптимальным вариантом по прочности и стоимости можно считать бетонные стены армированные сеткой. Бетон рекомендуется готовить качественный, с достаточной прочностью. Для его приготовления можно использовать портландцемент 400 марки, чистый песок и щебень в пропорции 1:2:4. Рекомендуемая фракция щебня — от 5 до 20 мм.

Если раствор будет готовиться в бетономешалке, то на 300 кг цемента потребуется порядка 200 л воды. Если раствор готовится вручную — воды добавляют больше — для улучшения текучести смеси.

Полученный бетон будет иметь марку 200, этого будет вполне достаточно для долговечности сооружения.

Для сооружения бетонных стен специалисты рекомендуют использовать раствор с немного измененными пропорциями 1:1,8:3, объем воды остается тем же.

Сооружаем стены и пол ямы

На заранее подготовленное основание — песок, щебень + слой гидроизоляции, укладываем слой бетона, его толщина может составлять 6-7 см. Не следует забывать об армирующей сетке с небольшими ячейками — она придаст монолиту прочность.

Для того, чтобы возвести литые стены потребуется соорудить опалубку из деревянной доски, по периметру ямы потребуется установить обрамление шириной 6-7 см из металлического уголка. Для большего удобства и безопасности яму оборудуют крышкой.

Бетон в опалубку укладывают слоями высота которых не должна превышать 40 см, каждый слой потребуется уплотнить. Если есть возможность использовать специальную технику, вибратор, то высота слоя может равняться полуметру.

В середину монолитной стены потребуется вставлять армирующую сетку. Если в яме планируется делать ниши для хранения инструментов, то их также потребуется армировать и залить бетоном.

Ближе к верху следует обустроить стаканы для установки светильников, для этого можно вставить в бетон отрезки пластиковых канализационных труб. После заливки каждого яруса желательно выждать пару суток — пока схватится бетон, затем продолжить работу.

Более подробно о заливке бетона, смотрим видео:

После заливки последнего яруса не рекомендуется снимать опалубку на протяжении 2-3 недель. После удаления опалубки приступают к засыпке пространства между стеной и котлованом. Можно для этого использовать выкопанный грунт, по возможности используют гравий или щебень. Уложенные слои грунта тщательно утрамбовывают.

Как правильно обустроить смотровую яму в гараже

Чтобы пользоваться смотровой ямой было удобнее ее обустраивают, заключается это:

  • в установке ступенек,
  • настиле деревянного пола,
  • подключении электроосвещения,
  • сооружении крышки,
  • креплении полок.

Для сооружения настила, пола и крышки можно использовать доску, если такой возможности нет — любой подходящий строительный материала. Во влитые в бетон пластиковые стаканы следует установить светильники с плафонами и протянуть к ним электрокабеля.

Чтобы обеспечить свою безопасность кабеля желательно спрятать в металлический гофроканал. Поскольку можно предположить, что влажность воздуха в ям будет повышенной, то лучше всего устанавливать влагозащищенные патроны и розетки.

Вентиляция смотровых ям в гараже и их утепление

Поскольку в гараже приходится выполнять какие-либо ремонтные работы и в холодное время года, то владельцы зачастую задумываются о его утеплении. Естественно, в защищенных от холода гараже и смотровой яме работать будет намного комфортнее.

Если гараж был утеплен раньше, то утеплять яму придется отдельно.

Чаще всего в качестве утеплителя используют листовой пенополистирол, цена у него вполне доступная, монтаж выполняется быстро. Листы очень просто приклеиваются к любым поверхностям. будь то кирпич ли бетон. Утеплять стены лучше полистиролом ПСБ-С-25, для пола потребуется материал с маркировкой ПСБ-С-35. Поскольку листы полистирола имеют значительную толщину, то при их монтаже существенно уменьшится внутреннее пространство ямы. Следовательно — перед тем, как начать ее сооружение желательно решить — будет она утепляться или нет.

Если средства позволяют для облицовки ямы используют керамическую плитку. Она способствует сохранению тепла и имеет достаточно эстетичный вид. Очистить от пыли и загрязнений поверхность плитки очень легко.

Конечно, стоимость такого мероприятия будет немалая, кроме стоимости плитки потребуются дополнительные затраты на ее монтаж, выполнить такую работу своими руками может только человек с определенными навыками выполнения подобного рода работ.

Для того, чтобы в яме был свежий и сухой воздух потребуется установка вентиляционной системы. Для ее обустройства можно использовать проложенный внутри гибкий воздуховод с выходом наружу. Высота расположения отверстия воздуховода — не менее 0,3 м над уровнем грунта. Над выходом воздуховода следует соорудить защитную крышку, а само отверстие желательно затянуть мелкой сеткой.

Сергей и Светлана Худенцовы

Гидроизоляция и освещение в смотровой яме в гараже

Важно уделить внимание гидроизоляции, вентиляции и освещению смотровой ямы. Вентиляционную систему желательно сделать принудительной, с использованием механического вентилятора. Отдельно позаботьтесь о гидроизоляции. Выполните комплексные работы.

  • Уложите слой гидроизоляционной пленки под пол, при этом обязательно заведите края материала на стены, примерно на 20 см, по всему периметру.
  • Когда будете бетонировать стены, тоже делайте гидроизоляцию. Накладывайте слои материала друг на друга.
  • Обратную засыпку можно сделать с жирной глиной.

Наконец, в сам бетон добавляют специальные гидроизоляционные вещества.

Освещение в смотровой яме должно быть направленным. Отлично, если можно легко управлять им, устанавливая соответствующий угол освещения. Хороший вариант – использовать переносные осветительные приборы. Можно сделать и поворотные светильники, которые будут работать от электропроводки.

Делаем крышку для смотровой ямы

Пришло время узнать, чем закрыть смотровую яму в гараже. Сейчас мы подробно рассмотрим инструкцию по изготовлению деревянной прочной крышки.

Наша конструкция представляет собой деревянный роллет. Он будет закрываться и открываться разными способами. При этом все делается достаточно быстро, легко, практически без усилий.

Вот схема крышки из деревянных планок, краткий алгоритм работы.

  1. Нужно несколько отдельных досок одинакового размера и формы. Их соединяют друг с другом тросом, пропуская его через все планки.
  2. Чтобы роллет складывался, между планками нужны зазоры. На тросик для этого надевают пружинки между досками.
  3. К одной из крайних досок потом крепятся концы троса.
  4. Чтобы процесс открывания и закрывания крышки был особенно удобным, можно прикрепить к крайней доске дверную ручку.

Обратите внимание, что все доски должны быть тщательно обработаны составами для защиты от сырости, а также антипиренами, противогрибковыми средствами. Финишную обработку лучше сделать лаком, а не краской. Это надежно, а красота древесины будет хорошо видна.

Трос нужно брать металлический, но с полимерным покрытием. Тогда он будет хорошо защищен от коррозии.

Посмотрите, как должна выглядеть ниша тросового якоря.

Чтобы закрепить концы троса, используйте металлическую пластину для клемм. Взгляните, как якорь фиксируется в ней тросом.

Поскольку с обратной стороны трос все-таки приходится пропускать прямо по ребру доски, его необходимо оградить от перетирания. Используйте для этого простой алюминиевый порожек. Он отлично подойдет. Таким принято закрывать стыки линолеума.

Вот как выглядит готовая крышка для смотровой ямы в гаражном помещении. Здесь уже даже есть дверные ручки для простой эксплуатации.

Можно открывать ямы, если просто тянуть конструкцию на себя, взявшись за ручки.

Интересное решение – скручивать крышку в рулон. Потом ее можно будет моментально закрыть, буквально одним движением.

Также можно в летний период регулярно проветривать смотровую яму, вот таким образом оставив зазоры с двух сторон.

Очевидно, что именно такая крышка для смотровой ямы наиболее удобна, функциональна и надежна. Конечно, можно просто закрывать яму досками или большой сборной крышкой, но это потребует времени, а крышка будет занимать место в гаражном помещении.

Назначение и особенности смотровой ямы

Конструкция делает помещение более функциональным и позволяет сэкономить время и финансы. Владельцу не потребуется часто ездить в сервисный центр: в гараже, оборудованном ямой, удобнее проводить ремонтные операции. Помимо этого, ее можно использовать в качестве склада.

Яму можно обустраивать на начальных этапах строительства гаража или в уже эксплуатируемом помещении. Если есть возможность, лучше предусмотреть ее еще на этапе проектирования до начала возведения постройки. В этом случае затраты труда и времени будут меньше и не возникнет помех при изъятии грунта. В этом случае важно также заранее позаботиться о системе дренажа, включающей трубы, соединенные с коллектором. Это поможет вовремя отводить лишнюю влагу и снизить концентрацию испарений в воздухе, что способствует увеличению срока эксплуатации гаража.

Если яму организуют в уже используемом гараже, трудозатраты будут больше. Но у такого варианта есть и плюс: закрытость строительной площадки. Крыша защищает яму от размывания дождем. Пол в помещении, как правило, представляет собой толстую армированную стяжку. При обустройстве ямы в этом случае создается разметка, а затем раздалбливается бетон. Арматурные хвосты обрезаются по периметру. Из получившегося котлована изымают почву и подушку из песка и гравия. Для этой операции используются обычные лопаты. Чтобы процесс шел быстрее, стоит пригласить помощника. Дно и стенки ямы нужно максимально выровнять.

Видео: обустройство смотровой ямы и пол в гараже

Еще больше интересной информации можно узнать, если просмотреть следующий ролик на видео.

Здесь подробно рассказывается про обустройство смотровой ямы в гаражном помещении, а также про напольное покрытие, которое предпочтительнее сделать.

Запоминайте алгоритмы работы, инструкции и многочисленные полезные советы. Все это поможет вам замечательно обустроить смотровую яму в вашем гараже. Она станет комфортной, безопасной и функциональной, долговечной. Кроме того, вы будете знать, чем закрыть смотровую яму в гараже.

Каждый владелец автомобиля рано или поздно сталкивается с мелким ремонтом своего транспортного средства. Обыкновенная проверка технического состояния машины способна превратиться в часы ожидания. Сэкономить средства и время позволит наличие собственной смотровой ямы в гараже, сделать которую можно своими руками.

Вентиляция

Устройство смотровой ямы в гараже желательно дополнить вентиляцией, поскольку вследствие разности температур влажность становится повышенной. Образующийся конденсат осаждается на днище автомобиля, что может привести к образованию ржавчины.

Вентиляция бывает естественной и принудительной. Наиболее часто применяется естественный способ. Вытяжной канал делают из пластиковой или асбестоцементной трубы на расстоянии 10-15 см от пола. Для соединения труб применяют поворотное колено, выполненное из металла. Далее отвод выполняют с помощью металлической трубы диаметром 10-12 см. Второе поворотное колено устанавливают на выходе на улицу. Возможно соединение с вентиляционной трубой гаража.

Функции и необходимость смотровой и овощной ямы в гараже

Необходимость смотровой ямы в гараже очевидна, так как в случаях замены масла, мелкого ремонта дна кузова или обычного осмотра приходится выделять несколько часов для поездки на станцию технического обслуживания и оплачивать дорогостоящий сервис.

Яму для технического осмотра автомобиля можно использовать и в качестве погреба или овощехранилища. Для этого внутри неё конструируются ниши и полки.

Условием качественного использования смотровой ямы как технического сооружения и места для хранения продуктов является соблюдение всех норм строительства и наличие надёжной гидроизоляции пола и стен.

Даже такая простая конструкция требует тщательного планирования действий. Важным моментом при этом является определение качества почвы и уровня грунтовых вод. Наиболее подходящим основанием для подобных сооружений является глинистый грунт. Его особенность заключается в том, что он не пропускают влагу, а значит, может стать своеобразным гидроизоляционным слоем.

Пошаговое руководство по изготовлению смотровой ямы

Монтаж смотровой ямы можно проводить самостоятельно. Сложного в этом ничего нет, если следовать подробной инструкции.

Как определить размер

Чтобы сделать расчёт площади будущей смотровой ямы, нужно учитывать толщину стен и основания. Для подобных вычислений необходимо вспомнить курс геометрии и прибегнуть к простой формуле определяющей площадь — S=ah, где a — это длина, h — ширина котлована. Смотровая яма в готовом виде будет иметь размеры 75х185х300 см. Толщина бетонных стен и пола, как правило, составляет около 10 см. Расчёты будут следующими: 0,85х3=2,55 м² — это площадь котлована для смотровой ямы.

Комфортную работу в смотровой яме создаёт правильно рассчитанное пространство, а именно, её параметры должны быть удобными для комплекции находящегося в ней человека. Обычно ширину ямы сооружают в диапазоне от 70 до 75 см. Этой ширины достаточно для того, чтобы вы свободно перемещались внутри. Такое же расстояние между стенами делает смотровое сооружение удобным для заезда легкового автомобиля.

Котлован может быть и шире, если смотровая яма предназначена для крупных или грузовых автомобилей. Расстояние между внутренними сторонами колёс такого транспорта значительно больше (от 80 до 90 см).

Смотровая яма обустраивается таким образом, чтобы стены немного зауживались к полу. Схематически в разрезе её конструкция напоминает перевёрнутую трапецию. Эта форма обеспечивает удобный доступ к инструментам в нишах и свободное перемещение.

Длина смотровой ямы выбирается исходя из размеров гаража. Если позволяет площадь помещения, то в яме можно предусмотреть лестницу. Для этого длину котлована увеличивают на 100–120 см.

Глубина ямы «с запасом» для установки пола

Высота ямы составляет не менее 170–180 см. Эти размеры относительны, так как глубину делают в соответствии с ростом владельца автомобиля. Находясь в смотровой яме, человек не должен задевать головой дно машины.

Для дополнительной безопасности автомобиля и его владельца смотровая яма оборудуется металлическими ограничителями. Обычно они представляют собой четыре столба, закреплённых по углам ниши. Они возвышаются над ней на 10–15 см. Иногда для технического осмотра используются не четыре столба, а два металлических уголка. Они крепятся друг против друга по краям длины котлована.

Глубина должна быть больше роста хозяина на 25–30 см. При таком расстоянии от основания до кузова руки не будут быстро уставать, так как это даёт возможность находиться им в согнутом положении.

Материалы и инструменты

Чаще всего для изготовления используют бетон, дерево, металл или кирпич.

Для расчёта требуемого количества бетона необходимо воспользоваться формулой, определяющей объём. Для этого нужно умножить значения длины, ширины и высоты стены. Аналогичные расчёты проводятся для пола.

Если при строительстве ямы будет использоваться кирпич, то, зная его параметры, легко рассчитать необходимое количество этого материала в штуках. Размеры красного кирпича — 250х120х60 мм.

При постройке смотровой ямы не обойтись без следующих инструментов:

  • совковой и штыковой лопаты;
  • вёдер для выкопанной земли и бетонной смеси;
  • кельмы;
  • сварочного аппарата;
  • ножовки.

Также необходимы следующие материалы:

  • кирпичи;
  • цемент, песок, щебень;
  • бетон М200 для основания;
  • доски сечением 400х50 мм;
  • арматурные прутья;
  • металлический уголок шириной 50 мм;
  • гидроизоляционный материал.

Инструкция по изготовлению смотровой ямы из кирпича, досок, бетона и железа

Всю работу нужно делать в строгой очерёдности шагов:

  1. Перед тем как сделать яму в гараже, нужно разметить территорию. После того как котлован вырыт, её дно можно покрыть фальшполом или соорудить удобные подставки. Если грунт нестабильный, то его необходимо укрепить с помощью досок и распорок. Помните, что разрыхлённая земля, по объёму на 25–30% больше, чем габариты котлована. Её не следует сразу вывозить, так как часть грунта понадобится для утрамбовки пространства между стеной ямы и кирпичной кладкой (бетоном, металлическим листом, досками). Другая часть земли потребуется для выравнивания пола во всём гараже.
  2. На стадии формирования котлована необходимо позаботиться об оборудовании ниш в стенах. В них удобно держать осветительные приборы, инструменты, материалы. Ниши рекомендуется расположить на высоте локтей. Вам не придётся наклоняться за инструментом.

Удобней складывать землю в тачку, чтобы сразу её вывозить

Арматурная решётка сделает дно смотровой ямыболее прочной

Особенности монтажа перегородок зависит от используемого материала.

Смотровая яма из бетона

Перед заливкой смеси необходимо изготовить опалубку. Для этого лучше всего использовать OSB плиты. Этот материал не пропускает залитую смесь и не деформируется со временем. Плиты скрепляют между собой с помощью досок и саморезов, чтобы расстояние между ними было не менее 15 см.

Для удержания формы деревянной конструкции её необходимо крепить распорками. Зазоры в стыках плит должны отсутствовать или быть минимальными. Внутрь готовой опалубки следует установить армирующую сетку.

Есть вариант заливки бетона с односторонней опалубкой. Для этого необходимо покрыть стены котлована гидроизолирующим материалом. Далее по внутреннему периметру ямы устанавливаются OSB плиты. Между ними и гидроизоляцией помещается металлическая сетка. Внутрь этой конструкции заливается бетон.

После застывании бетона получается монолитная конструкция

Смотровая яма из кирпичей

В готовый котлован укладывают гидроизоляционное полотно. Оно должно полностью покрывать пол и стены. Полотно необходимо укладывать внахлёст. Чтобы края материала не задирались, их прижимают досками. Поверх гидроизоляции делают кладку «в полкирпича». Когда стена достигнет высоты 135 см, можно сделать ниши, а затем продолжить кладку до верхнего края ямы. На последний ряд рекомендуется установить металлическую рамку из уголка, причём приварена она должна быть таким образом, чтобы одна полка каждой стороны была параллельно полу. На неё будут укладываться толстые доски, закрывающие яму. Далее делают заливку бетонного пола в гараже.

Проведение работ

Делаем гидроизоляцию

Для создания первичной гидроизоляции потребуется насыпать гравийную подушку. По толщине она должна быть 0.1-0.15 м. далее на нее сыпем песок слоем в 5 см. после того, как эта смесь будет утрамбована, вы можете перестать беспокоиться о проблеме отведения влаги. Земляные стены перед установкой гидроизоляции следует промазать красной глиной.

Какой их способов применять, зависит от материала. Есть несколько главных тонкостей:

  • Обычно их продают в виде рулонов, что дает возможность перекрыть все труднодоступные места без особых усилий. Каждый рулон перед использованием следует смазывать растворителями, а после укладывать отрезанные и промазанные фрагменты на стены и пол. Учтите, что все листы должны заходить внахлест на 18 см. для соединения в месте стыков используйте горелку.

  • Полимерные мембраны. Этот способ соединения подразумевает использование сварки. Для этого следует применять воздушную струю. Мембраны укладываем на каркас арматуры, причем внахлест. Далее тщательно укрываем стены. Для этого способа вам потребуются специальные инструменты. По этой причине такой вид работ следует доверить квалифицированному специалисту.
  • Гидроизоляция проникающего типа. Для создания рабочего раствора следует использовать специальную смесь и смешать ее с водой. Готовый раствор следует нанести на стены и пол, но перед этим их нужно увлажнить. Слой защиты образуется после того, как все составляющие смеси кристаллизируются, а после они смогут закупорить все поры в кирпиче и бетоне.
  • Жидкая резина. Этот вида материала наносят на увлажненные поверхности, причем температура воздуха в этот момент должна быть от 10-ти до 26-ти градусов. После завершения процесса напыления подождите 4 часа, чтобы материал успел застыть.

Если вы будете соблюдать все требования по гидроизоляции смотровой ямы, все пройдет быстро и без трудностей. Это можно сделать собственноручно и без специалистов, благодаря чему вы сможете прилично сэкономить. Отметим, что не будет лишним в гараже и дренаж. Для этого следует выкопать канаву по периметру и установить сливной бачок в самой низкой точке.

Утепление смотровой ямы

Когда гидроизоляция смотровой ямы в гараже выполнена, можно приступить к утеплению. Для этого вам нужны будут пенополистироловые листы. В продаже есть листы с толщиной от 5 до 10 см. такой материл поможет защитить гараж от снижения температуры из-за холодного воздуха в яме.

Также этот материал не подвержен гниению и удобен в монтаже, а еще хорошо отталкивает воду. Его можно установить на «парашюты» или приклеить на цемент. Свое название крепления получили из-за специфичной формы, а сделаны они из пластика. Это особые крепежи в форме гриба, которые забивают в стены (в сделанные отверстия). Забивание производят через пенопласт. В крепеже следует установить специальный гвоздь, который не даст ему выпасть.

Пенопласт часто используют не только для утепления стенок, но и для дверей и пола. Иногда на пол кладут пеноплистрирольные листы, которые более прочные. На утеплитель следует выкладывать бетонную стяжку с армированием, толщина которой не должна быть больше 10-ти см.

Делаем освещение

Чтобы в смотровой яме было удобно работать, ее оборудуют осветительными приборами. Для этой цели не подойдет переносное освещение, так как есть вероятность повреждения кабеля, что может стать причиной короткого замыкания. При отсутствии специальной системы автоматического действия для пожаротушения последствия могут быть ужасны. Допустимое напряжение, которое можно подавать в яму – 36 В.

Обратите внимание, что устанавливать розетки с напряжением выше, чем 36 В, строго запрещено!

Для идеального освещения потребуются низковольтные установки или фонари на аккумуляторе. При всех рекомендациях использование смотровой ямы будет безопасным.

Если уже есть готовый гараж

При наличии смотровой ямы, которой активно пользуются, может появиться необходимость в защите от почвенных вод. Для этого нужно будет:

  1. Промазать стены и пол битумной мастикой. На полу следует использовать густую смесь, а на стенах жидкую.
  2. После этого следует оштукатурить стены в яме при помощи цементного раствора.

Если покрытию нужно придать жесткости, цемент можно нанеси на армирующий каркас. Слой в толщину должен быть не меньше 0.4 см. при необходимости штукатурку обработайте антисептиком. Лучше всего лдя этого использовать гидростойкий цемент.

Защита проникающего характера безопаснее. Помните о том, что перед обработкой стен и пола с них следует убрать все загрязнения. Это даст возможность открыть поры бетона. При использовании такой гидроизоляции в труднодоступных местах будет удобно пользоваться кистью.

Пошаговое руководство по строительству овощной ямы с утеплением

Строительство овощной ямы имеет свои особенности.

Чертёж

Для овощной ямы важны и наличие гидроизоляции, и глубина.

Место для хранения овощей обязательно должно быть ниже точки промерзания. В противном случае смысл хранения продуктов питания теряется, так как они будут испорчены низкой температурой.

Точка промерзания зависит от региона расположения гаража, например, в северных областях земля промерзает до 150 см. Учитывая этот факт, следует выкопать котлован глубиной не менее 190 см. От 10 до 15 см необходимо выделить для дренажной прослойки под основанием, ещё около 10 см требуется для установки перекрытия. Остаётся 170–175 см для размещения полок, стеллажей и ниш для овощей и освещения. Глубина зависит и от роста хозяина.

Вариант с оптимальными размерами для этого сооружения

Оптимальная ширина ямы для овощей составляет 150 см. Этот размер позволяет оптимально поместить полки и стеллажи, при этом человек не будет стеснён в движениях внутри ямы. Для подбора длины нужно придерживаются правила — котлован не должен доходить до стен гаража ближе чем на 50 см.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления овощной ямы в гараже потребуются следующие материалы:

  • гидроизоляционное полотно;
  • арматурные прутья;
  • песок;
  • гравий;
  • доски для опалубки;
  • металлические уголки;
  • проволока;
  • кирпичи, металлические листы, доски или бетон М 250.

При строительстве этого сооружения не обойтись без таких инструментов:

  • штыковой и совковой лопаты;
  • бетономешалки;
  • ёмкостей для бетонной смеси и воды;
  • паяльной лампы;
  • двустороннего скотча;
  • шуруповёрта.

Расчёты материалов для возведения овощной ямы аналогичны смотровой.

Инструкция по изготовлению

Подготовив все необходимые инструменты и материалы, можно приступить к строительству овощной ямы:

  1. Необходимо провести размету участка под котлован. Это удобно сделать с помощью натянутого шнура и колышков.
  2. Когда разметка готова, можно приступать к земельным работам. Определяя размеры будущей ямы, следует учитывать толщину стен и пола в соответствии с выбранным материалом для строительства.
  3. Стены и пол нужно покрыть слоем битума. Эта процедура обязательна в том случае, если уровень грунтовых вод довольно высокий. Битум послужит дополнительным гидроизоляционным слоем.
  4. Теперь пришло время возвести основание. Для этого потребуется выровнять поверхность дна ямы, затем насыпать песок, равномерно распределить его. После этого спрессовать этот слой до получения толщины в 10 см. Сверху песчаной подушки поместить гравий, который тоже необходимо утрамбовать.

Утрамбованный гравий с песком выполнят дренажную функцию

Как и чем закрыть смотровую яму

При обустройстве котлована необходимо продумать, чем закрыть яму в гараже на время, пока она не используется. Еще до обустройства стеновых конструкций (кладки блоков или заливки бетона) нужно сделать закладную раму. Ее монтируют на борт, находящийся на одном уровне с полом гаража или несколько выше. Сырьем для рамы служит уголок из стали. При изготовлении используются аппарат для сварки и дисковая пила с подходящими для материала насадками.

Габариты рамы подбирают по наружному или внутреннему периметру стенок. Уголок должен располагаться так, как требует плоскость покрышки. Фиксируют ее посредством дюбелей или анкеров. Отверстия для крепежных элементов придется проделывать заранее. Если предполагается закрывать яму приготовленным полотном, рамку разворачивают углом книзу. Чтобы она не заржавела, перед установкой ее шлифуют наждачной бумагой, грунтуют и окрашивают.

Крышку, которой будет закрываться яма, можно сделать из разных материалов. Распространенные варианты – конструкции из металлической рамки с сетчатым полотном и из дерева.

Крышку из обрезных досок можно сделать так:

  1. Из брусков с квадратным сечением (со стороной не менее 4 см) выкладываются лаги по габаритам идентичные дистанции между торцевыми стенками.
  2. Нарезаются доски. Ширина их подбирается так, чтобы покрышка легла в заранее смонтированную раму. Минимальная толщина – 3,5 см. Излишне толстыми их делать также не следует, иначе полотно будет тяжело поднимать.
  3. Перед тем как фиксировать бруски и доски, их пропитывают антисептическим составом и покрывают лаком.

После этого можно скреплять компоненты конструкции друг с другом. Для этого подойдут простые гвозди или саморезы с цинковым покрытием.

Источник

Как сделать яму под туалет на даче?


Для того чтобы сделать яму под туалет на даче, вам понадобится следующее оборудование и инструменты:

  • Лопата или экскаватор.
  • Ёмкость для вывоза земли.
  • Рулетка и маркировочный шнур.
  • Строительный уровень.
  • Кирпичи, блоки или другой материал для обустройства стен ямы.
  • Канализационный люк или другой способ для доступа в яму.

Шаги по созданию ямы под туалет на даче:

  1. Определите местоположение будущего туалета на вашей даче и отметьте его с помощью маркировочного шнура и рулетки. Проверьте, чтобы место было достаточно удалено от любых источников питьевой воды, уклон земли должен быть нацелен на удаленность от любых водных источников.

  2. Рытьем начните яму. Размер ямы зависит от вашей потребности, но в среднем она должна быть глубиной 1,5-2 метра, шириной 1-1,2 метра и длиной около 1,2-1,5 метра.

  3. После того, как вы вырыли яму, проверьте, чтобы дно было ровным и плоским. Используйте строительный уровень для проверки.

  4. Если вы планируете использовать кирпичи или блоки для обустройства стен ямы, то сейчас время, чтобы начать укладывать их. Стены должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес земли и содержимого ямы.

  5. Установите канализационный люк или другой способ для доступа в яму. Это позволит вам легко проверять уровень заполнения ямы и осуществлять её очистку.

  6. После того, как вы закончили обустройство стен, можете установить туалет на платформе над ямой.

  7. После использования туалета, следите за тем, чтобы в яму не попадали нежелательные материалы, например, пластик, бумага, масло, вода и другие.

  8. Регулярно проверяйте уровень заполнения ямы и убирайте содержимое, когда она заполнится на 2/3. Содержимое ямы можно использовать в качестве удобрения для сада, но только после достаточного переработки

  1. Когда яма заполнится на 2/3, начните процесс очистки. Для этого снимите туалет и используйте лопату или экскаватор, чтобы удалить отходы из ямы. Затем, накройте яму землей или компостом.

  2. После очистки, установите туалет на место и продолжайте пользоваться им, следуя инструкциям в пункте 7.

  3. Регулярно проверяйте уровень заполнения ямы и не допускайте переполнения. Если яма начинает заполняться слишком быстро, возможно потребуется установить вторую яму.

  4. Помните, что создание ямы под туалет на даче может быть законодательно ограничено в вашей местности. Перед началом работ убедитесь, что вы следуете всем необходимым требованиям и разрешениям.

  5. Также помните о правилах гигиены и безопасности при работе с отходами. Используйте перчатки и защитную одежду, и не допускайте попадания отходов на кожу или в глаза.

  6. Важно не забывать о том, что яма под туалетом может стать источником неприятных запахов, поэтому следите за её чистотой и используйте специальные средства для устранения запахов, если необходимо.

Надеюсь, эти шаги помогут вам создать яму под туалет на даче и использовать его удобно и безопасно.